Достопримечательности
Подробнее
Экскурсии
Подробнее
Мероприятия
Подробнее
Astana Pass
Единая карта туриста, которая включает в себя
Свободный вход в 11 объектов
Экскурсии по городу и реке
Экономия до 10 000 тенге
Astana Museum Pass
Единая карта туриста, которая включает в себя
Свободный вход в 11 музеев
Экономия до 3 000 тенге
Документы
Подробнее
Национальная валюта
Подробнее
Транспортная инфраструктура
Подробнее

“Здесь нет прошлого и будущего” – казахстанец о походе к запретной горе Кайлас

27 April 2021

Андрей Алмазов – горный гид с большим стажем. Он совершил восхождения на шесть вулканов, покорил большую часть высших точек стран Европы, несколько семитысячных вершин и побывал около 10 раз в Тибете. В данной статье Андрей рассказывает о священной горе Кайлас и о том, с какими сложностями можно столкнуться во время похода в этот невероятно интересный регион.

“Альпинизмом занимаюсь с 1997 года. К 2010 году, когда я первый раз попал на Тибет, у меня уже был опыт восхождения на высоты более семи тысяч метров, я поднимался на такие вершины, как Хан-Тенгри, пик Ленина, пик Е. Корженевской. Я уже почти был кандидатом в мастера спорта по альпинизму и членом казахстанской сборной.

Гора Кайлас – это место силы. Ей поклоняются представители как минимум четырех религий, которые распространены в гималайском регионе. К тому же это очень красивая гора. Находится в хребте Трансгималаи (Гандисышань) – том, что севернее основного Гималайского хребта на территории Тибета. Это загадочная гора, окутанная легендами. Она привлекает к себе тех, кто в поиске знаний или учений, тех, кто любит походы в горы. Обычных туристов, любящих отельный отдых, там, конечно, не встретишь.

Интересный факт

Гора Кайлас (Кайлаш) имеет форму пирамиды, грани которой точно указывают на стороны света (север, юг, восток, запад). Это мистическое место окружено несколькими небольшими горами. Среди ученых есть мнение, что эта система “пирамид” рядом с Кайласом в центре была создана рукотворно. Тибетцы считают, что на вершине Кайласа обитает Будда Шакьямуни, индусы уверены, что там живет всесильный бог Шива.

Для меня это восхождение было важным, потому что на тот момент я считал себя буддистом, а для представителей этой религии это важная гора (место паломничества). Я ожидал от этого восхождения чего-то нового, озарения, инсайтов.

Если ты в хорошей физической форме, к такой поездке готовиться не нужно. Главное – физическая подготовка и опыт восхождений. Так как Тибет давно считается территорией Китая, нам нужно было получить визу. Получить ее было в то время, до пандемии, просто: оплатить сбор в размере около 100 тысяч тенге и в течение 10 дней виза уже была готова. Просто так в Тибет попасть нельзя. По правилам, нужно купить тур внутри Тибета и подать все упомянутые документы в Тибетское бюро туризма, чтобы получить пермит – разрешение на въезд и передвижение по этому региону.

В первую поездку я ехал в качестве гида и в качестве туриста одновременно. Я сам организовал поход для себя и клиента, списывался с принимающей стороной, покупал билеты, оформлял визы и так далее.


Паломники на самой высокой точке – перевале Долма-Ла. Фото с сайта tibet-travel.kz

Тибет – огромный регион, и там есть свои правила, нюансы, законы. К примеру, путешествовать по центральной части Тибета без местного сертифицированного гида и без пермита невозможно. Северный и восточный – открыты для самостоятельного передвижения, не нужно разрешение, и даже просто зная немного китайский язык, умея пользоваться картами, вы сможете сами проложить маршрут и путешествовать.

Картами пользоваться нужно всегда и везде. Даже зная маршрут, необходимо видеть, какие места еще есть поблизости. Даже двигаясь с гидом. Отслеживая маршрут самостоятельно, я вижу, какие интересные локации есть рядом. Если мне место нравится, то говорю гиду и мы сворачиваем с маршрута и заезжаем в это место. Так что карты всегда должны быть в смартфоне хотя бы у лидера группы и, конечно, гида. Кстати, бумажными картами я пользовался, наверное, в последний раз лет 10 назад.

До недавнего времени было всего две возможности централизованно и легально попасть в Тибет: со стороны Непала, прилететь из столицы Катманду в столицу Тибета Лхасу, или через наземную границу. Но несколько лет назад граждан Казахстана этой возможности лишили. Не знаю, по каким причинам. Сейчас попасть в Тибет, в Лхасу, можно только через Китай. Можно въехать со стороны провинций Цинхай, Сычуань и Юньнань и по земле, и самолетом. Для этого у всей группы должны быть разрешения, где будут указаны личная информация, цель поездки, примерный маршрут и одобрение специального органа. Без этого документа ни в самолет, ни в поезд, ни в автобус, идущий в центральный регион Тибета, не впустят.

В общем в Тибете я был уже порядка 10 раз. Я выбирал разные варианты маршрута в Лхасу – из Пекина, из города Чэнду, из Непала, из Юньнаня. Но в самый первый визит в Тибет мы выбрали путь по самой высокогорной железной дороге через провинцию Цинхай. В общем путь в поезде занял два дня. Какой-то промежуток времени мы ехали на высоте пять тысяч метров, и нам в вагон подавали кислород, потому что не всегда люди подготовлены к таким условиям.


Cамое большое озеро Тибета – Нам-Цо, из окна поезда. Фото с сайта tibet-travel.kz

Дороги, инфраструктура для туристов и местных везде на высоком уровне. Полиция, медицина все работает на должном уровне. Нельзя сказать, что у нас возникали какие-то проблемы. Мы были подготовлены.

Самая большая проблема, с которой турист может столкнуться, – это высота. Она начинается от трех с половиной тысяч метров и выше. Самое главное – давать организму акклиматизироваться постепенно, набирать высоту медленно, давая себе время привыкнуть. Я видел, как людям в аэропорту Лхаса становилось плохо, потому что организм не мог так быстро адаптироваться к высоте и новым условиям. Но, даже прилетев самолетом сразу, начав двигаться, здоровому человеку привыкнуть должно быть несложно.

А вообще маршруты на гору Кайлас построены так, что высота набирается постепенно. Подъемы, потом посещение монастырей, озер, ледников, потом снова подъемы – каждый день набирается высота, и к моменту, когда вы доходите до горы, у вас достаточно сил и вы адаптированы.

У меня за все эти поездки тоже однажды была горная болезнь. Я пил много воды, больше двигался, использовал кислород и, когда стало легче, продолжил путь. В самых крайних случаях, когда через 2-3 дня человеку не становится лучше, требуется эвакуация. Для этих случаев предусмотрен самолет. За ними прилетает и забирает их в зеленые теплые долины, где им оказывают помощь и становится лучше.

Интересный факт

Паломничество к Кайласу реализуется путем его обхода – внешней коры (ритуальный обход для тибетцев) или парикрамы (ритуальный обход для индусов). После тринадцати внешних кор паломник получает право сделать внутреннюю кору – проход во внутренний горный цирк перед Южным Лицом Кайласа и обход соседней с ним горы Нанди, отделенной от него узким ущельем. Такое поклонение приносит гораздо больше благости и нацелено на серьезную трансформацию личности. 

Здесь путь не заканчивается. Далее необходимо совершить поход вокруг горы длиной 56 километров с преодолением перевала Зеленой Тары Дрома Ла. Многие испытывают трудности. Это непросто: пройти 56 километров за три дня. Но мы проходили и за два дня. На своем пути я встречал женщину около 70 лет, которая прошла этот путь дважды, и мальчика 11 лет, который за два дня прошел этот маршрут с родителями.


Вид на Кайлас с озера Манасаровар. Фото tibet-travel.kz

На саму гору Кайлас подниматься нельзя. Она священна. За всю историю только две экспедиции получили разрешение на восхождение на эту гору. Однажды разрешили австрийскому альпинисту Рейнхольду Месснеру, но перед самым восхождением он сам отказался от затеи, решив не “гневить Богов”. Второй раз – испанская команда в 90-х годах получила разрешение, но их не допустили местные жители, пригрозив расправой. Единственный человек, кто был на вершине горы – великий йогин, в 11 веке – Миларепа. Это не было восхождением в чистом виде, он это сделал с помощью медитации, мысленно.

Остальные люди, приезжающие к горе, они делают кору – ритуальный обход. Каких-то особенных чувств я не испытывал. Мне важно само пребывание возле горы, святые места. А трудности, которые испытывает мой организм, это на втором плане, с этим я справляюсь.

Виды открываются потрясающие. Поход вокруг горы высотой больше 6,5 тысячи метров, каждая грань которой правильной пирамидальной формы. С течением суток она меняет свое освещение: то, что выглядит на рассвете так, на закате выглядит совершенно по-другому. Закат над северной стеной Кайласа – это мой любимый вид. Закаты там потрясающие.

Восхождение подобно медитации. Вы смотрите под ноги, иногда вы смотрите на дорогу, думая только о пути. Вы не думаете о прошлом или будущем, это есть состояние нахождения “здесь и сейчас”. А на перевале или во время отдыха ты смотришь вокруг и любуешься видами.

Говоря о стоимости таких туров до пандемии, средняя цена двухнедельного похода в группе к горе Кайлас составляла около трех с половиной тысяч долларов с перелетами (примерно 1,5 миллиона тенге), в зависимости от выбранного вами маршрута до Лхасы. Индивидуальный поход с личным гидом, проживанием и перелетом на одного может выйти и пять-шесть тысяч долларов (2-2,5 миллиона тенге).

Основная часть стоимости – перелеты. Питание зависит от личных аппетитов и предпочтений. Возможно, вы желаете приобрести сувениры и другие вещи на память – здесь цена тоже увеличится.

В конце пути приходят удовлетворение и радость от полученного результата. У меня очередная вершина вызывает мысль о том, что “я могу, надо продолжать”. Я радуюсь за тех, у кого это тоже получилось.

У меня долгое время не получалось преодолеть вершину высотой семь тысяч метров в силу разных причин. В 2007 году я отправился на Памир, Таджикистан. Это было не самое простое восхождение. Но там, стоя на вершине, над которой летают самолеты, я чувствовал спокойствие и уверенность в том, что “я могу”. Это очень приятное чувство.

Строить планы и реализовывать мечты в наше ковидное время сложно. Я жду открытия границ. Сейчас занимаюсь только коммерческими проектами – поездка в Непал, в Гималаи и восхождение на вулкан Арарат в Турции. Далее буду помогать желающим покорять вершины алматинских гор.

Карантинное время показало, что я знаю об алматинских горах далеко не все. Как раз этим летом займусь ущельями и вершинами, на которых не был.

По большому счету я не делаю никакой карьеры в альпинизме. Я делаю то, что мне хочется. Время покажет. Но планирую закончить несколько начатых мною программ. К примеру, программу “Семь вулканов”, которая подразумевает восхождение на семь вулканов семи континентов. К слову, в 2012 году я стал первым казахстанцем, который покорил Охос-дель-Саладо в Чили. Из всей программы я уже покорил шесть. Остался один – в Антарктиде, он самый высокий – Сидли. Для этого нужна спонсорская помощь. Так что я открыт к предложениям.

Вторая программа – “Семь вершин на семи континентах”. В Казахстане есть люди, которые ее уже завершили. Мне осталось покорить высшую точку Азии и Антарктиды.

Третья – популярная с советских времен – “Снежный барс” подразумевает восхождение на пять семитысячников. За моими плечами пик Хан-Тенгри, Ленина, Корженевской. Осталось два пика – Победы и Коммунизма. Это серьезные восхождения. Финансовых затрат они не требуют, только физических усилий. Но эти точки покорить сложнее, чем, к примеру, Эверест.

Четвертая – “Корона Европы”. Подразумевает посещение всех высоких точек всех стран Европы и большую часть я уже завершил. Некоторые из них очень сложные – Монблан во Франции, высшую точку Европы, или в Швейцарии – пик Дюфур, к примеру. Все эти программы есть в моих планах. Поэтому ждем открытия границ и новых вызовов”, – рассказал Андрей Алмазов.

Информация взята с сайта Tengritravel.kz

Комментарии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

При поддержке
Партнеры
Подписаться на рассылку
Заказать звонок